Настоящая образовательная программа Государственного казенного
общеобразовательного учреждения «ООШ№ 29 с.п. Средние Ачалуки» (далее – Программа) определяет
цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступенях начального, основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации ими учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым
положением об общеобразовательном учреждении, Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами, Федеральным компонентом государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждѐнным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089; Федеральным государственным стандартом начального общего образования, введѐнным в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным Минобрнауки РФ 17.05.2012 года №413 с учѐтом действующей в системе образования нормативной базой федерального и регионального уровней, Уставом и локальными актами школы.
Программа представляет собой нормативный документ, выступающий в качестве
внутреннего стандарта школы, который регламентирует организационно-педагогические
условия и содержание деятельности школы по реализации Федерального государственного образовательного стандарта, Федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с типом и видом учреждения и обеспечивающих координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Как нормативный документ Программа ориентирована на реализацию права
обучающихся и их родителей на информацию об образовательном учреждении, права на выбор услуг и права на гарантию качества образования.
Разработка Программы осуществлялась с участием органа, обеспечивающего
государственно-общественный характер управления школой – Управляющего совета.
При составлении Программы были учтены сложившиеся в школе традиции и
особенности социального заказа, представленного образовательными запросами обучающихся, потребностями их родителей, учреждений профессионального образования, работодателей, общественности.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Миссия школы – активное участие в процессе формирования интеллектуального
потенциала на основе предоставления обучающимся широкой возможности в реализации
индивидуальных образовательных траекторий, предусматривающих освоение учащимися
базовых и вариативных общеобразовательных программ в соответствии.
Основными целями и задачами деятельности школы являются:
-обеспечение гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования;
-создание условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения;
-создание условий для развития индивидуальных способностей детей на основе овладения федеральными государственными образовательными стандартами;
-выявление наиболее способных и одарѐнных детей; создание условий для развития
индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового
компонента, формирование потребностей к самообразованию и самообучению;
-обеспечение международных требований к построению программ для детей с высокими
интеллектуальными способностями.
-создание условий для становления образованной, всесторонне развитой интеллигентной
личности, обладающей высокой общей культурой, готовой к осознанному выбору и
последующему освоению программ высшего профессионального образования, творческой
и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук,
способной к успешной адаптации в современном обществе;
-воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, ценностного
отношения к здоровому образу жизни.
Основными задачами Школы является создание условий для:
-становления личности, адаптивно устойчивой в условиях новой социокультурной
ситуации, способной к творческой и исследовательской деятельности в различных
областях фундаментальных наук;
-реализации личностно-ориентированного подхода при обеспечении единства, интеграции и инверсии общего и дополнительного образования;
-построения основного и дополнительного образования на основе принципов
здоровьесбережения, формирования представлений о социальном, психологическом и
физическом здоровье как об элементе интеллектуально-нравственной культуры
обучающихся;
-использования культурологического подхода в решении проблем интеграции
интеллектуального и нравственного развития личности в системе основного и
дополнительного образования;
-развития потребностей обучающихся в саморазвитии и самообразовании, формировании
готовности к продолжению образования, выбору и освоению профессии;
-формирования дидактической культуры учителя.
Основным предметом деятельности Школы является реализация следующих
образовательных программ:
-образовательная программа начального общего образования;
-образовательная программа основного общего образования;
-образовательная программа среднего (полного) общего образования;
Принципами проектирования и реализации образовательного процесса в школе являются:
–принцип фундаментальности и вариативности означает построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое
дополняется региональной и школьной вариативными составляющими;
–принцип непрерывности и преемственности образовании: образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;
–принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения,
всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке
целей обучения, определения содержания обучения, его форм и методов;
–принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей обучающихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к продолжению образования и жизни в обществе;
–принцип комплексности – это единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и
самостоятельной деятельности;
–принцип дифференциации и индивидуализации направлен на создание условий для
полного проявления и развития способностей каждого школьника;
–принцип осознанного выбора предполагает, что участники образовательного процесса обладают субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов образования, участия жизнедеятельности школы и местного сообщества;
–принцип демократизации нацелен на формирование и развитие демократической
культуры всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества,
сотворчества, личной ответственности через развитие органов государственно-
общественного управления школой;
–принцип социального партнерства предполагает взаимодействие школы
с учреждениями различного типа, предусматривающее: равноправие сторон; уважение и
учет их интересов; заинтересованность в участии в договорных отношениях.
Общие целевые ориентиры Программы
(основания для разработки целевых разделов основных образовательных программ соответствующих ступеней общего образования)
Цель и задачи реализации Программы
Цель — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели в ходе реализации Программы предусматривает решение
следующих основных задач:
-формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья;
-обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,
приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
-становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости;
-обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
-достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
-обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарѐнных детей;
-организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества и проектно-исследовательской деятельности;
-участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды;
-использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
-предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
-включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населѐнного пункта, района, города).
Планируемые результаты освоения обучающимися Программы
Планируемые результаты освоения Программы (далее — планируемые результаты)
являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Они представляют собой систему обобщѐнных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты обеспечивают связь между требованиями Стандарта,
образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основных
образовательных программ соответствующих ступеней общего образования, уточняя и
конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы сучѐтом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки.
В структуре планируемых результатов выделяются: личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты— отражают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, мотивации к учению и познанию, наличие у них ценностно-смысловых
установок и индивидуально – личностных позиций, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности. Личностные результаты формируются за счѐт реализации, как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты— освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметные результаты формируются за счѐт реализации программы формирования
универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов;
Предметные результаты— представляют собой освоенный обучающимися в ходе
изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты формируются в ходе изучения обучающимися образовательных
программ по предметам учебного плана, дополнительных общеобразовательных программ, участия в проектной и исследовательской деятельности.
Описание структуры и особенностей реализации планируемых результатов по ступеням
обучения приводится непосредственно в структуре соответствующих разделов основных
образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования.
Система оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения Программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечѐнность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Основными функциями системы оценки являются ориентация образовательного процесса
на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трѐх групп результатов образования:личностных, метапредметных и предметных.
Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов по степеням общего образования представлены в соответствующих разделах основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования.
Содержательная основа Программы
(основания для разработки содержательных разделов основных
образовательных программ соответствующих ступеней общего образования)
Структура содержательных разделов
Общее содержание образования в рамках основной образовательной программы
школы определяется в содержательных разделах основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые включают в себя образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, определѐнных Стандартом для соответствующих ступеней общего образования.
Особенности организации образовательного процесса
(основания для разработки организационного разделов основных образовательных программ соответствующих ступеней общего образования)
Структура образовательного процесса
Образовательный процесс в школе осуществляется по двум ступеням образования:
-начальное общее образование (1-4 классы);
-основное общее образование (5-9 классы);
Каждая из ступеней школы, решая общие задачи, имеет свои особенности, связанные с
возрастом обучающихся, их образовательными потребностями, ожиданиями родителей
(законных представителей) обучающихся. Они находят отражение, прежде всего, в наборе
базовых учебных курсов, занятий по выбору, организуемых, в том числе в рамках внеурочной деятельности обучающихся и режиме их работы.
Организация образовательного процесса в гимназии регламентируется учебным планом, планом внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий.
Годовой календарный учебный график
Годовой календарный график регламентирует вопросы, связанные с режимом работы
школы в течение конкретного учебного года: продолжительность и сроки
окончания учебного года; сроки каникул; недельный режим работы; сменность; начало и продолжительность занятий; расписание звонков; сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации т.д.
Особенности формирования учебного плана
Учебный план является одним из документов, регламентирующих организацию
образовательного процесса в школе. В соответствии с учебным планом определяется
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения.
Основной целью учебного плана школы является конкретизация содержания
образования путем определения количества и названия учебных предметов, последовательности их изучения по классам, норм учебного времени в часах в неделю на все учебные предметы, на каждый учебный предмет в отдельности.
Принципы формирования учебного плана:
-обязательность реализации инвариантной части учебного плана (федерального и
регионального компонента) в полном объеме;
-ориентация на актуальные образовательные потребности обучающихся;
-обеспечение вариативности образования;
-соблюдение преемственности в изучении предметов каждой из образовательных
областей;
-соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм;
-обеспечение реализации образовательной программы школы и его программы
развития.
Учебный план школы состоит из двух частей: инвариантной (федеральный и
региональный компонент) и вариативной (школьный компонент) частей.
Инвариантная (обязательная) часть базисного учебного плана определяет состав
обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного образования:
-формирование гражданской идентичности обучающихся;
-их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным
технологиям;
-готовность к продолжению образования на последующих ступенях общего образования и профессионального образования;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения
в экстремальных ситуациях;
-личностное развитие обучающихся.
Реализация инвариантной (обязательной) части учебного плана обеспечивает единство
образовательного пространства РФ и гарантирует овладение выпускниками необходимым
минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности
продолжения образования, развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Вариативная (формируемая участниками образовательного процесса) часть
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки,
используется: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
Школьный компонент, распределение часов части формируемой участниками
образовательного процесса и режим работы школы на конкретный учебный год
согласовывается с Управляющим советом школы.
Учебный план на конкретный учебный год, утверждается в установленном порядке.
Организация внеурочной деятельности
Учебная деятельность, осуществляемая обучающимися в рамках учебного плана имеет
логическое продолжение во внеурочной деятельности, направленных на создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся, развития и реализации их творческих, интеллектуальных возможностей.
Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся в
организационных формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на
удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения
планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
начального, основного, среднего (полного) общего образования (личностных, метапредметных, предметных).
В соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям
развитие личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).
Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций,
диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, научно-исследовательских проектов, олимпиад, соревнований и т.д.
.Индивидуальный учебный план
В целях обеспечения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся
участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося.
Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для
следующих категорий обучающихся:
-детей с ограниченными возможностями здоровья;
-детей-инвалидов;
-обучающихся, которые по причине болезни не могут обучаться в школе;
Обучение по индивидуальным учебным планам может осуществляться:
-непосредственно в школе;
-на дому обучающегося.
При реализации индивидуальных учебных планов допускается сочетание форм получения
образования.
Основанием для обучения обучающегося по индивидуальному учебному плану является
заявление родителей (законных представителей) обучающегося, медицинское заключение.
Индивидуальный учебный план, расписание учебных занятий, список учителей, ведущих
обучение, утверждаются приказом директора школы.
Индивидуальный учебный план и расписание учебных занятий учащихся, осваивающих основную образовательную программу среднего (полного) общего образования письменно согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося.
Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год либо на
срок, указанный в заявлении родителей (законных представителей).
Обучающемуся по индивидуальному учебному плану предоставляется возможность
получать консультации по учебным предметам, пользоваться литературой из учебного фонда школы, учебными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ,
продолжить обучение в школе в установленном законодательством порядке.
Система условий реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе создания и совершенствования
организационно-педагогических, научно-методических, финансовых и материально-технических условий, способствующих становлению и развитию школы комфортной развивающей образовательной среды:
-обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и
привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
-гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся;
-преемственной между ступенями общего образования и учитывающей особенности
организации общего образования по ступеням, а также специфику возрастного
психофизического развития обучающихся соответствующих ступени общего
образования.
Нормативно-правовое обеспечение
Основным нормативным документом, регламентирующим все виды деятельности
школы является его Устав. Школа обеспечена всеми правоустанавливающими документами. Школа самостоятельно издаѐт (разрабатывает и принимает) приказы распоряжения, положения, инструкции, правила и другие локальные акты, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования отдельных видов правоотношений, возникающих в процессе уставной деятельности школы.
Разрабатываемые и принимаемые школой локальные акты не могут противоречить
действующему законодательству, уставу школу, коллективному договору.
Организационно-педагогические условия
В гимназии используются следующие формы организации образовательного процесса:
Урочная – объединяющая все типы уроков традиционной и нетрадиционной формы. Особое
внимание уделяется вводным урокам, урокам систематизации и обобщения знаний, урокам,
построенным на основе интеграции содержания различных предметов учебного плана
и ориентированных на формирование у обучающихся надпредметных знаний.
Внеурочная – включающая в себя участие в олимпиадах, конференциях, экскурсиях, спартакиадах ит.д.
Внеклассная работа представлена коллективными творческими делами, организацией концертов, спектаклей, творческих вечеров, встреч с интересными людьми и т.д.
Внешкольная – объединяет участие гимназистов в межшкольных программах и проектах,
участие в Интернет-проектах, посещение выставок, театров, музеев.
В образовательном процессе активно используются:
-система развивающего обучения;
-технология проектного обучения;
-технология развития критического мышления;
-игровые технологии;
-технологии саморазвивающего обучения;
-информационно-коммуникативные технологии и др.
Учебно-методическое обеспечение.
В школе используются учебники, соответствующие Федеральному перечню учебников.
Школа обеспечена частично учебниками и учебными пособиями, учебно-методической
литературой и материалами. Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по отдельным учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию образовательной программы.
Начальное общее образование
Учебный план отражает организационные траектории образовательного процесса:
-траектория базового стандарта и введением новых ФГОС второго поколения.
Цель: усвоение знаний, умений, навыков образовательных стандартов
по предметам, изучаемым в начальной школе и плавный переход обучения на новые стандарты.
Обязательными для изучения в начальной школе являются следующие учебные
предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык,
Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Информатика, ОРКСЭ,
Технология, Физическая культура.
Обучение учащихся начальной школы осуществляется по традиционной программе четырехлетней школы «Школа России».
Образовательная область
«Филология»
Главным назначением данной образовательной области является
-научить детей осознанному чтению и письму, дать младшим школьникам доступные по возрасту и пониманию первоначальные знания о родном и иностранном языке,
литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг, координировать курс родного и иностранного языка, развивать общеязыковую коммуникативную компетентность.
Образовательная область
«Математика»
Основные цели начального курса математики обеспечить числовую
грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия, развивать математическое мышление, познавательную самостоятельность. В целях обеспечения комплексного изучения предметов, формирующих у школьников целостное восприятие мира.
Курс «Информатика» для начальной школы интегрирует
теоретическую информатику, социальную информатику и информационные технологии.
Интеграция в курсе изучения информационных технологий дает учащимся навыки и информационно-технологические
навыки и информационно-социологические знания, которые могут применять учащиеся при изучении различных предметов.
Интегративное освоение разделов математики и информатики
содействует, помимо непосредственного предметного содержания, расширению предметного контекста математики, развитию
коммуникативной компетентности и общеинтеллектуальных способностей обучающихся в начальной школе.
Образовательная область «Окружающий мир»
Задачами данного предмета является научить детей наблюдать за
окружающей природой; показать влияние изменений в природе на труд человека, познакомить с мероприятиями проводимые по охране природы, учить их непосредственному участию в охране окружающей среды.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом физическая культура, который призван укреплять здоровье учащихся, формировать представление о здоровом образе жизни, способствовать физическому развитию школьника.
Главной задачей изучения предмета музыка является формирование
музыкальной культуры, приобщение школьников к искусству через
собственное творчество и освоение мирового культурного наследия. Целью изучения предметов изобразительное искусство и технология является воспитание творческой социально активной личности, проявляющий интерес к техническому творчеству и мировой культуре.
Одной из приоритетных задач школы является формирование роли
гражданина, гражданской позиции и правовой культуры у учащихся, с дальнейшей адаптацией подростка к обществу.
Учебный план гарантирует получение учащимися образовательного
минимума и возможность реализовать свой потенциал и развивать свои способности.
Основное общее образование
На второй ступени обучения (5-9 классы) обязательными для изучения являются учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационно-коммуникативные технологии, история, обществознание, география, природоведение, физика, химия, биология, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, изобразительное искусство, черчение, ОРКСЭ. Режим работы второй ступени – шестидневная учебная неделя.
Выпускник начальной школы – ученик,
– который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счета, письма, чтения и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;
– у которого есть потребность выполнять правила для учащихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;
– у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;
– который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
– который стремится стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Выпускник основной школы – ученик,
– успешно овладевший предметами учебного плана на базовом уровне в соответствии с учебным планом и государственным образовательным стандартом;
достигший уровня учебной самостоятельности для продолжения образования на 3 ступени и обладающий устойчивой мотивацией к продолжению обучения;
– умеющий высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладевший навыками неконфликтного общения, способностью строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту и другим признакам;
– имеющий активную гражданскую позицию, способный проявлять сильные стороны свое личности в жизнедеятельности класса и школы;
– способный видеть и понимать гармонию и красоту, знающий выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства;
– знающий и соблюдающий режим занятий физическими упражнениями, способный разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.
Образ выпускника III ступени – главный целевой ориентир в реализации образовательной программы
Нравственный потенциал
– Осмысление целей и смысла своей жизни.
– Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей стране, знание и понимание основных положений Конституции РФ.
– Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.
– Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.
Познавательный потенциал
– Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
Коммуникативный потенциал
– Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
Эстетический потенциал
– Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.
Физический потенциал
– Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.