Товарищи родители!
Правила безопасности в интернете
– Не запрещайте ребенку заводить свою страничку в социальной сети, если он об этом просит. Наверняка это уже сделали многие из его друзей, и он тоже хочет, не делайте его изгоем среди них и не заставляйте делать себе тайный аккаунт. Наоборот – сядьте вместе, вместе сделайте страничку, походите по сети, посмотрите разные опции, группы, паблики, объясните ему, какие есть возможности, что такое тэги, покажите, что делать с неприличными картинками, рекламой и спамом, своим примером покажите грамотную реакцию на все это.
– Научите ребенка правилам безопасности в интернете: не вывешивать в открытом доступе свои фотографии и контакты, не реагировать на «привлекательные» предложения от чужих людей, помнить, что он никогда не знает, кто на самом деле незнакомый человек, который представляется, например, его ровесником. Объясните, какие существуют опасности.
– Время от времени просматривайте список «друзей» вашего ребенка, обращайте внимание на взрослых людей, если это не учителя, смотрите, какие группы он читает и на какие паблики подписан. В интернете на ребенка посыплется масса привлекательно преподносимой информации о наркотиках, самоубийствах и прочих вещах. И да, «группы про китов» действительно существуют и действительно несут угрозу для ребенка. Объясните ребенку бессмысленность участия в этом и то, что за этим стоят взрослые люди, которые ищут управляемых детей для своих целей.
– Объясните ребенку, что если кто-то чем-то ему угрожает, значит, этот человек чего-то сильно боится. Любые угрозы и требования не говорить родителям о чем бы то ни было – повод сразу вам все рассказать. Объясните, что если кто-то пытается заставить ребенка что-то сделать, угрожая чем угодно, вплоть до убийства его родителей, он должен немедленно рассказать об этом вам.
– Научите ребенка тому, что он никому ничего не должен! Если кто-то о чем-то просит вашего ребенка или что-то требует от него, пусть сначала задастся вопросом: почему я должен это сделать, зачем мне это? Зачем мне просыпаться в 4.20, зачем идти за этим человеком, почему я должен открыть ему дверь или прислать свою фотографию?
Правила безопасности для родителей
Старайтесь чаще фотографировать своего ребенка. Это нужно на тот случай, если придется его искать. Знайте его гардероб – чтобы, если исчезает ребенок более старшего возраста, можно было определить, в чем он ушел и взял ли с собой запас вещей. Если вы с ребенком идете на мероприятие, где будет много народу, сфотографируйте его перед выходом: в ситуации потери ребенка родители часто от стресса не могут вспомнить, во что они его одели перед выходом.
Контролируйте время, когда ребенок должен прийти домой. Если он задерживается на полчаса, начинайте звонить учителю, его друзьям, преподавателю с кружка, родителям друзей, бывшему мужу. Не испытывайте неловкости, когда приходится беспокоить других людей из-за того, что ребенок вовремя не пришел: ситуация пропажи ребенка – экстремальная, и в ней вы просто обязаны это сделать как можно скорее, и пусть через полчаса он вернется и окажется, что он заигрался с друзьями. Не забудьте потом перезвонить тем, кому вы звонили, поблагодарить и сообщить, что он вернулся.
Если ребенок или кто-то из ваших взрослых родственников звонит и просит его встретить – не ленитесь и встретьте его, не говорите «сам дойдешь, уже большой»! Человеку может быть неловко объяснять причину по телефону, он не всегда может сказать «мне кажется, что за мной идут». Просто потратьте пять минут и встретьте.
Договоритесь с классным руководителем, что всегда, если ребенок не идет в школу, вы ему звоните, и если вы не звоните, а ребенок не пришел, учитель сразу же звонит вам. В большинстве случаев, когда ребенок не дошел с утра до школы, мы об этом узнаем только вечером, когда он не пришел домой, крайне редко в школе кто-то начинает беспокоиться, если ребенок не явился.
Телефон ребенка и престарелых родителей должен быть оформлен на вас! Сотовый оператор выдает распечатки его звонков только тому, на кого зарегистрирован телефон, причем информацию о том, где находится абонент с телефоном, вы получите в лучшем случае через 2-3 дня – и это еще одна причина, по которой следует начинать поиск как можно раньше.
Пользуйтесь современными гаджетами и программами и для того, чтобы обезопасить своих детей и пожилых родственников. В смартфоны можно установить программы – GPS-локаторы членов вашей семьи («Моя семья», «Мои друзья»), к любому телефону за небольшую плату можно подключить у вашего мобильного оператора услугу информирования о местонахождении абонента. Эта услуга есть у всех компаний из «большой тройки».
В случае пропажи ребенка сразу звоните в 112 – службу экстренной помощи, ничего не ждите. Ваш звонок – это уже принятое заявление о пропаже. «Правила трех суток» ни в отношении детей, ни в отношении взрослых не существует. Подать заявление о том, что пропал человек, может любой человек, независимо от родственных связей с пропавшим, по телефону 112, или приехавшему к вам по вызову наряду, или в любом (не только своем) ОВД, и его обязаны сразу же принять, не уговаривая вас подождать, пока потерявшийся «погуляет и придет». Если вдруг у вас не хотят в ОВД брать заявление – и это же относится к пропавшим взрослым, вы звоните на 112 и сообщаете об этом оператору, указывая номер отдела.
Не ругайте ребенка, когда он найдется, не кричите на него, не бейте или, по крайней мере, сначала извинитесь за то, что вы скажете: «Прости, пожалуйста, я сейчас буду резкой, но я не могу этого не сказать». Объясните ему, что вы волновались, расскажите о тех бедах, которые могли с ним произойти. Важно его не напугать, потому что дети, которые действительно потерялись, могут так бояться наказания, что сами будут прятаться и не отзываться.
*** *** *** *** ***
Масштабное профессиональное исследование вопросов, связанных с использованием Интернет ресурсов детьми, было проведено компанией RUметрика. Главными критериями анализа полученных данных, положенных в основу выводов, стали статистические показатели, виды доступа в Интернет (самостоятельно или под надзором родителей), а также анализ доступного материала, содержащего запрещенные элементы. По окончании исследования были сделаны некоторые выводы, в частности:
Статистика указывает на почти девятимиллионную детскую аудиторию Интернета, причем учтены только дети младше 14 лет.
Из них, три четверти пользуются Интернет ресурсами без контроля со стороны родителей. Среди всей детской аудитории есть пользователи младше пяти лет, причем около 90% из них просматривают сайты только под присмотром старших, либо совместно с родителями.
Около 40% детей посещают сайты, где размещены порнографические материалы. Примерно 20% детей видели в Интернете видео, содержащее сцены насилия, а также другие нежелательные материалы; Только половина детей не встречали в сети ссылок или ресурсов, содержание которых не предназначено для просмотра детьми.
Соотношение пользования Интернетом детьми самостоятельно и под надзором взрослых.
Специалисты попытались классифицировать основные виды угроз, которым подвергаются дети, сталкивающиеся с Интернетом. Из всех выявленных выделяются основные пункты:
- Легкая доступность к нежелательному содержимому является одной из самых распространенных проблем, и в то же время угрозой. Под нежелательным содержимым нужно понимать порнографические или иные непристойные материалы, азартные Интернет игры, информацию о наркотиках, насилие. Все это, несомненно, может отразиться на психике наших детей.
- Общение, переписка с незнакомыми ребенку людьми посредством электронной почты, сомнительных форумов названо второй по значимости опасностью.
- Процесс неконтролируемых покупок в Интернете завершает рейтинг основных опасностей, с которыми имеют дело дети в Интернете.
Нежелательное содержание сайтов, просматриваемое детской аудиторией до 14 лет.
В ходе проведения онлайн опроса выяснилось, что лишь 48% детей – пользователей сети (до 14 лет) не заходили на ресурсы и не просматривали страницы с нежелательным или запрещенным содержимым. Остальная статистическая картина выглядит следующим образом (по полученным данным): 39% опрошенных детей признались, что посещали ресурсы на «взрослую тематику», 19% интересовались в сети сценами насилия. Страницы, посвящённые каким-либо азартным играм, посещали более 15 процентов юных Интернет пользователей. Около 14% детей интересовались в сети способами изготовления или добычи наркотических веществ, а также и алкоголем. 11% пользователей из числа детской аудитории посещали различные экстремистские, сектовые или националистические ресурсы.
Приведенные цифры показывают, насколько серьезна опасность, связанная с пребыванием детей в Интернете, поэтому названная проблема ждет немедленного вмешательства, активных действий и благополучного решения.
Вы волнуетесь о том, что ваши дети и другие дети в Интернете имеют свободный доступ к сайтам, содержание которых не каждому взрослому уложится в голове? Держу пари, вы волнуетесь не столько за весь мир, как за собственного ребёнка, или, может быть, за младшего брата или сестру, подругу сестры – в общих словах, тех, кто имеет к вам и вашим близким непосредственное отношение. К счастью, в наши дни разработано и проверено несколько способов, чтобы обезопасить детей от «некачественной» информации в сети Интернет.
Ни для кого не секрет, что строгие родители ни на что так не полагаются, как на свой собственный, родительский контроль. Судя по опросам, около 63% респондентов сосредотачиваются именно на таком виде защиты. 25% родителей не выделяют открыто свой контроль, не устанавливают строгие рамки посещения Интернета и по каким ресурсам, однако доверяются специализированным программным обеспечениям, пресекающих просмотр нежелательных статей и публикаций. В этом помогают специальные настройки антивирусных программ, фаерволов и прочих. Но всё это создаёт лишние сложности – не так-то просто найти подходящую программу и настроить на особый режим, особенно, если родители – непрофессионалы.
Способы оградить детей от просмотра сайтов с нежелательным содержанием, используемые пользователями сети.